История

Появление в Читинской области среднего специального учебного заведения художественного образования было  вызвано необходимостью обеспечения  кадрами учреждений культуры региона. Эта была первая в Восточной Сибири и на дальнем Востоке культпросвет школа, затем культурно — просветительное училище,   ГОУ СПО Читинское областное училище культуры, а сегодня «Забайкальское краевое училище  культуры».

Так с чего же все начиналось?

 На основании распоряжения Совета министров СССР от 3 сентября 1948 года №12 694-Р и Совета министров РСФСР от 12 октября 1948 года, решением Читинского Областного комитета ВКП(б) и Читинского облисполкома №45 от 4 июля 1951 года в Чите восстановлена трехгодичная областная культурно-просветительная школа. Почему восстановлена? Дело в том, что КПШ в Чите была до 1938 года и  находилась в одном из лучших зданий г.Читы по улице Бутина. Но из каких-то соображений школа была переведена в Амурскую область, г.Сковордино, ст. Рухлово. Судя по воспоминаниям сотрудников, работающих в этот период в школе, здание было трехэтажное, каменное, в нем размещались общежитие на 180 мест, квартиры для преподавателей, учебные кабинеты и т.д.

По материалам отчетов тех лет видно, что руководство областным отделом культурно-просветительной работы пыталось доказать, что школа в Чите была и  ей принадлежало здание  по улице Бутина, но безрезультатно. Ситуация обеспечения кадрами учреждений культуры области в тот период была очень сложной, подавляющее большинство работающих на селе имели только начальное образование.

Так продолжалось до июля 1951 года. И благодаря усилиям заведующего областным отделом культпросвет работы Читинского Облисполкома Панкратова, наконец-то в июле вышеуказанного года было принято решение об открытии культпросвет школы и передаче ей здания Дома культуры им. Лазо на Большом острове, по улице Верхнеудинская,61.

Далее в архивных отчетах идет описание ветхости этого здания, отапливаемого 22-мя такими же ветхими печами.  В 1943 году здание горело, а на капитальное его восстановление сил и  средств, конечно, не было. На момент передачи выделили 60 тысяч рублей на ремонт  и оборудование. В наследство от Дома культуры остались одни сломанные стулья. Общежитие на 50 мест находилось в подвальном помещении. Тем не менее, был объявлен первый  набор учащихся. Из 200 желающих, прибывших по комсомольским путевкам, принято было 90 человек, базовое образование 7 классов. К занятиям приступили 1 октября.

Первым директором был назначен Муратов Василий Ильич – член КПСС, стаж руководящей работы 15 лет, по образованию учитель истории. С преподавательскими кадрами были большие трудности, особенно по дисциплинам специального цикла и музыки. Первыми были Шалыгин Вениамин Николаевич – художник, Соломин Мефодий Викторович – преподаватель хора, Пинаев И.М — преподавал искусство режиссуры, Плотников Иван Васильевич, по образованию историк, освоил такую науку как клубное дело и преподавал его с блеском. Инна Васильевна Стейскаль, выпускница того времени, много лет преподававшая клубоведение в училище,   вспоминает: «Специально подготовленных преподавателей по культпросвет работе не было. Уроки вели преподаватели пединститута, специалисты профессиональных учреждений культуры – совместители. Это были высокообразованные талантливые люди. Директором был Василий Ильич Муратов. По–моему, он никогда не уходил из школы, был хорошим хозяйственником…, крепко держал дисциплину. Основной предмет «клубное дело» вел Плотников Иван Васильевич. Предмет он знал в совершенстве, свободно владел материалом, был увлечен клубным делом до фанатизма и увлекал нас».  К середине 60-х годов  из учащихся школы были созданы общий хор, оркестр народных инструментов, драматический коллектив и танцевальная группа. Жизнь в училище кипела – концерты, спектакли, творческие встречи, зарождались новые традиции, появились первые успехи.

В 1959 году было открыто отделение  Культурно — просветительной работы, которое объединило творческих людей, любящих свое дело преподавателей — И.В. Плотникова, А.Г. Ярославцева, Л.М. Асаулову, возглавившую училище в 70-е годы, Р.К. Бабий, И.В. Стейскаль, В.Д. Евдокименко,  Г.А. Ушакову и др. 1959-60  уч.г.

Школа перешла на новые учебные планы, произошло разделение на художественные специализации. На смену одной специальности «Методист культпросвет работы» пришли:

Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов;

Руководитель самодеятельного хореографического коллектива;

Руководитель самодеятельного хорового коллектива;

Руководитель самодеятельного театрального коллектива;

 Кино-фото дело.

70-80 годы  характеризуются новым всплеском в жизни училища. Приток новых преподавателей – выпускников институтов культуры   Москвы, Ленинграда, Краснодара, Хабаровска.  Это были хореографы В.А.Абрамов, Н.И.Ткаченко, О.И.Орлова,   супруги Бордовские М.С. и Л.А.;  музыканты Н.Д. Корнильев, В.И.Лосева, Сыроватка Н.В., Шевченко Б.Г., Харин; режиссеры Скрябина М..В., Ананьев М.Е. и др. С их приходом в училище начинается новый этап развития. Укрепляется методическая база преподавания специальных дисциплин.

В 1973 году открывается новая специализация – режиссура клубных массовых мероприятий. Неоценимый вклад в развитие этой специализации внесла Д.Д. Жамсоева — выпускница Московского Государственного института культуры, талантливый режиссер, отличный организатор. Созданный ею студенческий театр «Резонанс» участник и    победитель всех фестивалей и конкурсов. Заслуга Дулмажаб Дашицыреновны в том, студенты вышли из  аудиторий училища на стадионы и площади, они стали участниками масштабных мероприятий: театрализованных представлений и праздников, постигая на практике законы режиссерской постановочной работы. Многие годы Дулмажаб Дашициреновна возглавляла специализацию.

 За труд, творчество, огромную работу на благо культуры Забайкалья ей присвоено почетное звание Заслуженного работника культуры России.

 В настоящее время Дулмажаб Дашициреновна первый заместитель  министра культуры  Забайкальского края, Лауреат премии президента РФ,     но   училище, по-прежнему,  остается ее  домом, она живет нашими проблемами, помогает не только родной специализации, но и училищу в целом.

В эти же годы приходит новый энергичный руководитель, с массой идей и нововведений  —  Борис Григорьевич Шевченко. Большое внимание Борис Григорьевич уделял развитию специализаций, качеству подготовки специалистов. Именно поэтому он старался сделать так, чтобы каждый преподаватель приобретал новый опыт, повышал свою квалификацию, профессиональное мастерство.  Он организовывал для преподавателей стажировки в таких  известных всему миру коллективах, как хоры им. Пятницкого, Уральский и Сибирский. Преподаватели-режиссеры, хореографы, музыканты    повышали квалификацию в ВУЗах культуры Москвы, Ленинграда, Самары, Челябинска.  Результатом явилось создание  многих творческих коллективов: «Берегиня» — ансамбль народной песни, ансамбль народного танца «Радуга»-лауреат премии Ленинского комсомола, участник фестиваля молодежи и студентов в г. Москва,  ансамбль духовной музыки и классического танца, театр «Резонанс» и театр эстрадных миниатюр «Хорус», театр пластики «Акварели», фольклорный ансамбль «Живая старина» В 1991 году отделение стало называться «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» — начало периода обновления и развития. Училище становится динамичным, растущим организмом, чутко реагирующим на происходящие перемены. Понимая, что сегодня как никогда растет потребность государства в высококвалифицированных кадрах, на отделении  готовят специалистов с присвоением квалификации преподаватель, руководитель творческого коллектива в области хореографии, инструментального, народно-хорового, этнохудожественного творчества, постановки театрализованных представлений. Главная задача отделения – подготовка кадров,  способных сохранить традиционную культуру, участвующих в процессах возрождения народных традиций, способных воспитывать духовность, патриотизм. С целью повышения качества подготовки специалиста     постоянно совершенствуется учебный процесс,   в содержание обучения внедряется региональный компонент, осуществляется междисциплинарная  интеграция, активизируется научная, исследовательская работа преподавателей и студентов. Начинается сотрудничество      с Восточно-Сибирской Государственной Академией культуры и Искусств по двухзвенной подготовке, которая способствовала получению высшего образования выпускниками училищ культуры в ускоренные сроки.    Ежегодно более 30% студентов училища поступают на 2-й, 3-й курс Академии.

В 1995 году на базе училища открыто региональное представительство ВСГАКИ по заочной форме обучения.  С 2002 г.- Читинский филиал Восточно-Сибирской  Государственной Академии  Культуры и Искусства. Интеграция с  ВСГАКИ выражается   в согласовании учебных планов подготовки специалистов средней и высшей квалификации,     в совместной профориентационной работе, взаимном привлечении преподавателей и использовании материальной базы сторон для учебного процесса.  

В условиях, когда в общественном и индивидуальном сознании преобладают негативные тенденции, коллектив училища нашел верную дорогу, которая ведет к заполнению духовно- нравственного и морального вакуума. Центром всей деятельности стала работа по возрождению традиционной народной культуры. С этой целью 1998 году была открыта специализация «Этнохудожественное творчество». Фольклор как живая локальная традиция представляет собой синтез пения, хореографии, инструментальной музыки и сценического действия.  Все эти требования органично воплощаются в фольклорном ансамбле «Оберег», дипломанте Международного фестиваля этнической музыки в г. Красноярске, Лауреате Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачий круг».

 Одним из старейших отделений училища является отделение Библиотековедения и информационных технологий, история которого начиналась со специальности «Библиотечное дело», открытого по   приказу Министерства культуры РСФСР от 24.09.60 № 853 «Об организации библиотечного отделения в Читинской областной культурно-просветительной школе», в котором определялся контингент набора-30 человек.. В его становлении принимали участие специалисты, профессионалы в своей области: З.А. Большакова, преподаватель библиографии, много лет возглавлявшая это отделение, Т.С. Серебренникова – ведущий библиотековед, Т.А. Костылева – огромный вклад не только в дело подготовки библиотечных кадров, но и в  организации работы регионального представительства ВСГАКИ  на базе училища.    О.А. Костенко, заслуженный работник культуры Читинской области, ведущий библиотековед, преподаватель  высокого класса, методист, на протяжении  многих лет руководит Редакционным советом училища.

Сегодня в библиотеках начался стремительный процесс компьютеризации, внедрения современных технологий. Современные библиотеки обеспечивают читателю свободный доступ к информации глобальной сети Интернет. Однако каким бы хорошим не было техническое оснащение библиотеки, оно бесполезно, пока в ней не появятся квалифицированные специалисты.

В настоящее время училище остается динамичным, растущим организмом, включающим подготовку студентов   специальностям:

— Социально — культурная деятельность;

— Народное художественное творчество;

 — Библиотековедение;

 — Сольное и хоровое народное пение;

 — Документационное   обеспечение управления и архивоведение;  

— Туризм; 

— Хореографическое искусство;

— Актерское искусство.Об уровне профессионального образования, получаемого студентами нашего училища,  говорит тот факт, что в составе таких профессиональных коллективов, как театр национальных культур «Забайкальские узоры»,  ансамблей песни и пляски «Забайкальские казаки» и «Забайкалье», а также в Читинском областном театре драмы и театре кукол — выпускники Читинского областного училища культуры.

На протяжении всей истории своего существования наше учебное заведение участвовало в формировании и развития духовного потенциала населения  Забайкальского края. Тысячи выпускников работают в учреждениях культуры, библиотеках, организуют внеклассную работу в общеобразовательных школах и преподают в учреждениях дополнительного образования, помогают людям раскрыть свои творческие способности, обрести чувство  собственного достоинства и таким образом, участвуют в разрешении проблем сегодняшней социокультурной ситуации.

Трудовую закалку в училище получили ныне известные руководители: Г.П.Сыроватка, выпускница хоровой специализации, после окончания Хабаровского института культуры – преподаватель хоровых дисциплин, а затем Заместитель директора по учебной работе.  С приходом Галины Петровны активизировалась творческая деятельность педагогического коллектива и студентов. Организаторские способности, целеустремленность, профессионализм позволили поднять престиж и значимость нашего  учебного заведения. Мы по праву гордимся, что Галина Петровна наша выпускница м занимает высокий пост  Министра  культуры Забайкальского края и мы постоянно чувствуем ее понимание и поддержку.Н.В.Сыроватка преподавал народые инструменты, возглавлял  оркестровую комиссию и если говорить современным языком автор проекта «Забайкальские узоры».  Не могу не назвать таких людей как    Ю.И. Писарев,  А.Н. Голубинский,  М.К.Ушакова, Д. Бахаев, В.В. Алексеева, И.О.Кирюшкина, В.Н.Сазонова, Т.М.Зенкова и многие другие преподаватели и студенты, которые стали теперь руководителями, управленцами. Другими словами, училище еще и кузница управленческих кадров. Для студентов созданы необходимые условия для развития интеллектуального и творческого потенциала: большое внимание уделяется участию студентов в научно-практических конференциях различного уровня: Международная научно-практическая конференция «Культура и образование: опыт интеграции и перспективы развития», X межрегиональная научно-практическая конференция, межрегиональная научно-практическая конференция  «Молодежь и гуманистическое мировоззрение, межрегиональная интернет — конференция «Качество образования – гарантия подготовки конкурентоспособного специалиста».

Сегодня студенты училища могут реализовать свои  замыслы в многочисленных творческих лабораториях, т.к. в нашем учебном заведении успешно действуют такие коллективы как: театры-студии «Акварели», «Контраст», «Шанс»; ансамбль народной песни «Славица», «Берегиня»; хор духовной музыки, фольклорный ансамбль «Оберегъ»,  ансамбль народного танца «Радуга»,   учебный продюсерский центр «Овация».

Студенты училища постоянные участники  социально-значимых мероприятий различного уровня таких как: III Межрегиональный студенческий форум «Юность. Мастерство. Талант» (г. Иркутск, 2005); Всероссийский форум «Старообрядчество» Международный фестиваль «Саянское кольцо» (г. Красноярск, 2010 г.) и Всероссийский фестиваль    г.Улан-Удэ, 2006);   Всероссийский фольклорный фестиваль «Путь Аввакума» (г. Улан-Удэ, 2007 г.); традиционный ежегодный фестиваль «Студенческая весна»; Всероссийский фольклорный  конкурс «Казачий круг», посвященный 65- летию Великой Победы в рамках фестиваля– марафона «Песни России» (г. Москва, 2010 г.).

Высокий профессиональный уровень  преподавательского состава, большой творческий потенциал студентов – оба эти критерия являются основополагающими факторами дальнейшего развития  Забайкальского краевого училища культуры. 


Информер праздники сегодня


  • День здоровья

  • План методической декады преподавателей МО ОГСЭ и ЕН с 21 по 30 марта 2022 года

  • Поздравляем!

  • ВНИМАНИЕ!!!

  • КемГИК обсудил вопросы сотрудничества с Забайкальским краевым училищем культуры