«На всю оставшуюся жизнь»

Нынешний год для Забайкальского краевого училища культуры особенный — юбилейный. 70 лет назад, в июле 1951-го года, в непростое послевоенное время в Чите, в бывшем здании клуба имени Сергея Лазо была открыта первая в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока трёхгодичная культурно-просветительная школа для подготовки кадров в клубные учреждения Читинской области. Этот день считается днём рождения нашего замечательного училища культуры, о котором сегодня знают не только в Забайкалье, но и во многих городах нашей необъятной страны.

Любой юбилей – это, прежде всего, подведение каких-то итогов. Что сделано, что намечено… Свои итоги подведены и в Забайкальском краевом училище культуры, вот уже семь десятилетий идущем по не самому простому пути. В преддверии празднования юбилея было решено познакомить забайкальцев (и не только их) с жизнью и историей училища чуть более подробно. Для этой цели худсовет разработал «боевой» план, в который войдут постановки, концерты, различные творческие номера, мастер-классы и круглые столы. С самого начала стояла непростая задача – показать жизнь училища, ставшую колыбелью огромного числа работников культуры, максимально полно, охватив, по возможности, все специализации и направления работы. И вот в один из дней появилась интерактивная книга «На всю оставшуюся жизнь», автором которой стал сотрудник училища Максим Стефанович, поделившийся своими мыслями по поводу этой необычной книги:

— Идея сделать такую книгу появилась у меня в период дистанционной работы в 2020-м году. В сентябре директор поставил мне грандиозную задачу – впереди юбилей, поэтому надо бабахнуть так, чтобы услышали все. Но, как бабахнуть, из чего? После недолгих раздумий пришла идея сделать интерактивную книгу, которая смогла бы стать лучшим «дальнобойным орудием», тем более, что опыт «бабаханья» у меня уже был в 2012-м году, когда с такой же по формату интерактивной книгой о ветеранах Великой Отечественной войны «Солдаты 45-го» я победил в VII Всероссийском межрегиональном конкурсе «Я люблю Россию». В России я был первым пионером этого направления, попытавшись задать в этом определённый тренд…

 

 

В отличие от обычной, бумажной книги, интерактивная имеет ряд преимуществ. Фактически, это сайт на флэшке, который можно смотреть и читать на собственном компьютере или загрузить его в Интернет. В такую книгу можно поместить огромное количество текстовой информации, видео, аудио, фотографий, документов… То есть, говоря языком пиарщика, такая книга превращается в полноценный информационный пакет, в котором будет находиться всё, что может рассказать об училище и что покажет его работу практически со всех сторон.

Ещё одним явным преимуществом является охват целевой аудитории, то есть, читателей и, в данном случае, ещё и зрителей. Эту книгу будут читать не только забайкальцы, но и все, кто вообще выходит в Интернет, кто увидит её перед собой на своём компьютере, а это уже совершенно другие масштабы. Если бумажную книгу можно выпустить ограниченным тиражом, то у интерактивной книги тираж практически неограниченный.

Чтобы наши читатели получили максимальное представление об училище культуры, я поместил в книгу несколько разделов. Здесь и фото, и видео, и публикации в СМИ, и информация о специализациях, и история училища с документацией, которая будет полезна абитуриентам. В ней очень много фотографий – тут и современность, и старые фото, на которых можно увидеть, как и чем жило училище, скажем, 20, 30 или 40 лет назад. Есть несколько страниц с видео; текст текстом, а лучше, всё-таки, своими глазами посмотреть на работу студентов и преподавателей. Каждая специализация представлена отдельно, что тоже, на мой взгляд, удобно для читателей.

 

 

Вообще, без фото и видео книга значительно бы проиграла. Что-то даёт текст, а что-то даёт фотография и видео. В этом смысле, мне очень пригодились снимки и видео, которые я сделал в училище ещё в 2010-2011-м годах. Благодаря этому блоку читатель может наглядно увидеть то, что творится в стенах нашего училища. Специально для книги я сделал серию необычных портретов преподавателей, позволивших облегчить восприятие текстовой информации в разделе «Коллектив», от чего книга, на мой взгляд, только выиграла.

И, конечно, в книге есть отдельный раздел о сотрудниках под названием  «Коллектив», в котором мои коллеги представлены максимально полно – с развёрнутыми биографиями, достижениями, с упоминанием наград, с фотографиями, грамотами и дипломами. Что такое любое образовательное учреждение, да и вообще любая организация? Это люди. Прежде всего. Без людей любые стены, даже покрытые сусальным золотом, ничего не стоят. У нас работают очень интересные специалисты и профессионалы своего дела, многие из которых посвятили училищу всю свою жизнь, некоторые по 50 лет. И каждый из них день за днём незаметно вносит свой вклад в училище, своими руками и делами творя его историю.

Работая над книгой, я хотел одного – показать училище культуры со всех сторон, чтобы те, кто о нём ещё не слышал или слышал краем уха, получили о нём максимально полное представление. Естественно, это и очень хорошая аудиторная площадка для наших будущих абитуриентов, которые наглядно смогут посмотреть, чем училище занимается и что их ждёт…

Что касается названия этой книги, то оно было взято из очерка об одном из самых уважаемых наших преподавателей – Валентине Васильевне Гуревич. Меня не раз спрашивали, почему я решил выбрать именно такое название, ведь можно было выбрать и другое, но это вопрос, на который нет, и не может быть какого-то определённого ответа. Здесь всё очень лично. Я так почувствовал и увидел, а потом так и оставил. Но, мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть этой книги. Училище – это ведь не просто место, где люди работают, зарабатывают себе стаж, звания, грамоты и пенсию. Училище было и остаётся особым местом силы для всех, кто хотя бы немного поработал в нём и, конечно, оно остаётся с каждым на всю оставшуюся жизнь – в памяти, в сердце, в душе. Не случайно многие, по каким-то причинам принявшие решение уйти из училища, через какое-то время вновь возвращаются в его стены. Я, например, прекрасно понимаю, что, даже уйдя из училища, уйти из него до конца всё равно не получится никому и никогда. Это такая сладкая занозка под сердцем.

 

 

Эта книга — только первый, пробный шар. О том, как она появлялась, по сути, знаю только я. Всё делалось максимально быстро. Работа шла с утра и до самой ночи каждый день в течение нескольких месяцев. Раньше 24.00 я вообще не ложился, разве что, только в выходные, но и в эти дни я также сидел за компьютером почти до самой темноты. На какое-то время работа над книгой была приостановлена из-за моего включения в работу училища уже как пиарщика, журналиста, фотографа и видеооператора в период подготовки к старту фестиваля «Даурия», с успехом прошедшего в прошлом году в Чите. Отложив работу над книгой, я несколько месяцев делал афиши, грамоты, баннеры, листовки, снимки, выезжал для съёмки видеороликов то в Смоленку, то в Засопку, то мотался с преподавателями по Чите, то снимал в училище… Потом был сам фестиваль, для которого я сделал многие сотни фотографий и десятки видеороликов, причём, обработка отснятого материала шла до самого лета.

Дальше был отпуск, а потом наступил новый учебный год и пошли новые задания, съёмки, поездки по краю. В общем, началась работа, которой нет ни конца, ни края. И вот в этой ежедневной круговерти нужно было находить время и силы для того, чтобы, всё-таки, закончить работу над книгой, которая отняла у меня семь месяцев жизни, посадив моё зрение на полтора диоптрия, потому что это всё очень непросто. Тут и поиск нужной информации, и фотосъёмка, и обработка фотографий, и написание текстов, и редактура присланных по «электронке» биографий наших сотрудников, и отрисовка в графических программах каждой страницы, и программирование – пусть и самое простое. А я один. Но, для меня вопрос завершения работы над книгой с самого начала был вопросом принципа и чести. Надо и всё! Надо бабахнуть, шандарахнуть и прыгнуть выше своей головы. По-другому нельзя, да я и не умею по-другому.

Хочу поблагодарить руководство училища за терпение, человеческий подход и понимание специфики работы над книгой. Слава Богу, мне шёл навстречу и наш директор, Алексей Иванович Рюмкин, и его заместители… Хочу поблагодарить вообще всех своих коллег, которые помогали мне искать информацию для книги. Какой бы замечательной ни была идея, без помощи коллектива никакой автор, даже самый распрекрасный, ничего не сделает, особенно, если речь идёт о книгах такого формата и направления. Отдельное спасибо нашему работнику архива, Марине Сергеевне Достоваловой, которая все эти месяцы регулярно «подкармливала» меня папками с документами и фотографиями и, конечно, нашим замечательным библиотекарям, также принявшим посильное участие в поиске информации…

К сожалению, многое не вошло в книгу в силу ряда обстоятельств, связанных с дистанционной работой и с ограничениями, о которых мы все прекрасно знаем. Сегодня сложно делать какие-то прогнозы, — это штука всегда неблагодарная, — но, если появится отклик и желание увидеть вторую часть книги, возможно, когда-то она и появится. Пользуясь случаем, я, как автор книги, приглашаю всех, кому она попадёт в руки или кто увидит ссылку на неё в Интернете, не пройти мимо неё и познакомиться с ней и с жизнью Забайкальского краевого училища культуры более подробно. Поверьте, вам будет интересно.