Чита борется за звание «Города трудовой доблести»

В Забайкальском краевом училище культуры проходит сбор подписей в поддержку присвоения городу Чита звания «Город трудовой доблести». Эта акция не осталась незамеченной как преподавателями, так и студентами, уже начавшими оставлять свои подписи. Вот уже век Чита остаётся своеобразным форпостом нашего региона, несмотря на возникающие экономические трудности, которые, впрочем, являются лишь частью всеобщего процесса, происходящего на просторах постсоветского пространства. Выдержка из исторической справки д.и.н. В.И. Мерцалова Чита как центр Забайкальского военного округа .Согласно научно-исторической справке д.и.н. В.И. Мерцалова, в годы Великой Отечественной войны столица Забайкальского края имела статусы центров Забайкальского военного округа (1935), Забайкальской железной дороги (1935) и Читинской области (1937). В годы Великой Отечественной войны Чита сыграла большую роль в подготовке военных кадров. 15 сентября 1941 г., продолжая выполнять одновременно функции округа, Забайкальский военный округ в составе территорий Якутской и Бурят-Монгольской АССР, Читинской и Иркутской областей был преобразован в Забайкальский фронт. В конце 1941 – начале 1942 г. из ЗабВО в действующую армию были направлены 65-я, 93-я Восточно-Сибирская, 97-я, 114-я стрелковые дивизии и 82-я мотострелковая дивизии. В начале 1942 г. на территории Забайкалья были сформированы 116, 321 и 399-я стрелковые дивизии, отправленные на фронт под Сталинград. В период ВОВ Забайкальский фронт направил на советско-германский фронт 16 дивизий и две бригады, всего около 300 тыс. человек, более 2 тыс. орудий и миномётов свыше 1,4 тыс. танков. Командующим ЗабВО в годы войны был генерал-полковник (1943) М.П. Ковалёв, награждённый за время командования округом двумя орденами Ленина и двумя орденами Красного Знамени, а за участие в Маньчжурской военно-стратегической операции орденом Суворова I степени. Забайкальский фронт под командованием маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского совместно с 1-м Дальневосточным фронтом нанесли основные удары по Квантунской армии Японии. Под Читой находился штаб управления Маньчжурской военно-стратегической операцией, которой руководил маршал Советского Союза А.М. Василевский. Чита как центр Забайкальской железной дороги. В те годы Забайкальская железная дорога называлась железной дорогой им Молотова. В июне месяце станция Чита II получила переходящее Красное знамя дороги и долго удерживала его в соревновании с другими станциями. Забайкальская магистраль выполняла важнейшую роль в обеспечении непрерывности грузопотока и доставки личного состава воинских соединений между глубоким тылом и фронтом. Высокая производственная дисциплина и ответственность устойчиво сочетались с творческой инициативой, находчивостью и смекалкой работников железной дороги. Эти качества проявились с первых дней войны. В годы войны большую роль в приближении победы над врагом сыграл Читинский ПВРЗ, в цехах которого изготавливались опытные образцы ротных огнемётов (РОКС), фугасного огнемёта (ФОГа) и ручных гранат Ф-1. В январе 1942 г. завод получил задание на оборудование специального поезда – подвижных авиаремонтных мастерских. Несмотря на огромные трудности с поиском остродефицитного материала и оборудования, работники завода сумели изыскать часть из них на месте, а часть заменили другим без ущерба качеству…Работники ПВРЗ откликались не только на прямые заказы, но и на инициативы железнодорожников Москвы и других городов страны, которые приобретали массовый характер. 6 февраля 1942 г. коллективы вагонного депо и отделения паровозного хозяйства Читинского ПВРЗ сделали поезд-3 баню с вагонами – красный уголок, парикмахерская, дезокамера, одевальня, раздевальня. Поезд-баню оборудовали в кратчайший срок – 14 суток. Все это осуществлялось вне производственной программы и на общественных началах. По случаю завершения строительства поезда-бани провели многолюдный митинг до тысячи человек. В апреле 1942 г. Читинский ПВРЗ завершил строительство бронепоезда «Забайкалец». По этому поводу, как и в первом случае, был устроен торжественный митинг, на котором начальник Забайкальской железной дороги Н.А. Гундобин от имени всех железнодорожников передал командующему Забайкальскому фронту генералу М.П. Ковалеву бронепоезд. По мере освобождения советской территории от оккупации фашистской Германии восстанавливалась железнодорожная сеть. В восстановлении участвовали предприятия Забайкальской железной дороги. В послевоенный период она была награждена орденом Трудового Красного Знамени… Составитель: Мерцалов В.И.. д.и.н