FCMS

    Программы вступительных испытаний

     

    по дисциплинам специальности 071501 Народное художественное творчество по виду «Этнохудожественное творчество»

     

              Творческий экзамен проводится в качестве профилирующего экзамена, цель которого – убедиться в наличии творческих способностей абитуриента и психологических предпосылок к овладению профессией руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя. Творческий экзамен помогает выявить степень подготовленности поступающего и осознанности его профессионального выбора. На данном экзамене оцениваются следующие способности абитуриента:

    - музыкальные данные (слух, ритм, музыкальная память);

    - владение навыками народного пения, элементами народной хореографии;

    В программу творческого экзамена по специальности включены следующие разделы:

    1. Проверка музыкальных данных (ритм, слух, музыкальная память, интонирование).

    2. Владение литературным словом (стихотворение, басня).

    3. Владение элементарными навыками народной хореографии (дроби, кадриль).

    4. Владение музыкальным инструментом (подбор по слуху, исполнение народных песен, попевок, частушек, исполнение музыкального материала в объеме ДМШ, ДШИ (если получено дополнительное образование).

    На творческом экзамене по специальности абитуриенту может быть предложено:

    - выполнить заданную ритмическую фигурацию;

    - по слуху определить заданные интервалы, трезвучия, аккорды (количество звуков);

    - правильно проинтонировать заданную мелодию;

    - исполнить два разнохарактерных вокальных произведения;

    - прочитать стихотворение, басню в объеме школьной программы;

    - продемонстрировать навыки народной хореографии (дробь, кадриль);

    - исполнить на музыкальном инструменте (гармонь, балалайка, баян) два разнохарактерных произведения (если владеет инструментом).

     

    по дисциплинам специальности 071501 Народное художественное творчество по виду «Хореографическое творчество»

     

        Творческий экзамен проводится в качестве профилирующего экзамена, цель которого – убедиться в наличии творческих способностей абитуриента и психологических предпосылок к овладению профессией руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя, артиста ансамбля народного танца. Творческий экзамен помогает выявить степень подготовленности поступающего и осознанности его профессионального выбора. На данном экзамене оцениваются физический и творческий потенциал абитуриента. Программа творческого экзамена включает три раздела, которые предполагают проверку музыкально-ритмических и хореографических способностей абитуриента:

    1. Выявление музыкально-ритмических способностей (чувство ритма, наличие музыкального слуха).

    2. Проверка физических данных (выворотность, гибкость, прыжки, танцевальный шаг).

    3. Танец (танцевальные движения, танцевальные комбинации, сольный танец).

    На творческом экзамене по специальности абитуриенту может быть предложено:

    - повторить ритмический рисунок с показа преподавателя в разных вариантах;

    - исполнить песню;

    - выполнить приседания по выворотным позициям, упражнения на подвижность суставов -  «лягушка», «бабочка»;

    - выполнить подъем ноги на 900 – 1800, шпагат (продольный, поперечный);

    - выполнить с максимальной амплитудой наклоны вперед, в сторону, назад, упражнение «мостик»;

    - выполнить прыжки с натянутыми, поджатыми ногами, трамплинные;

    - продемонстрировать элементы русского танца (припадания, «гармошка», виды шагов, веревочка, «ключ»), молдавского танца (подскоки, боковой шаг, соскоки с каблука), украинского («тынок», «выхиляс», «голубец», «веревочка»), белорусского танца (соскоки, тройной притоп, повороты);

    - исполнить комбинации на основе белорусского, украинского, молдавского и русского танцев;

    - исполнить сольный танец по выбору абитуриента;

    Для поступления на хореографическое отделение абитуриент должен знать виды танцевального искусства, профессиональные хореографические коллективы, артистов балета; уметь повторить с показа преподавателя ритмический рисунок, танцевальные движения, координировать движения, исполнить танец музыкально и выразительно.

     

    по дисциплинам специальности 071501 Народное художественное творчество по виду «Театральное творчество»

     

        Творческий экзамен проводится в качестве профилирующего экзамена, цель которого – убедиться в наличии творческих способностей абитуриента и психологических предпосылок к овладению профессией руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя. Творческий экзамен помогает выявить степень подготовленности поступающего и осознанности его профессионального выбора. На данном экзамене оцениваются следующие способности абитуриента:

    - речевые данные (дикция, интонация, логика речи);

    - владение навыками актёрского мастерства;

    - музыкальные данные (слух, ритм).

    В программу творческого экзамена по специальности включены следующие разделы:

    1. Владение литературным словом (стихотворение, басня, проза).

    2. Владение навыками актёрского мастерства (этюд на предлагаемые обстоятельства, на память физических действий, проверка внимания, общения).

    3. Проверка музыкальных данных (ритм, слух).

    4. Навыки владения вокалом, хореографией, игры на музыкальных инструментах.

    3. Владение элементарными навыками народной хореографии (дроби, кадриль).

    На творческом экзамене по специальности абитуриенту может быть предложено:

    - прочитать наизусть басню, стихотворение, прозу;

    - продемонстрировать этюд на память физических действий или на предлагаемые обстоятельства;

    - выполнить заданную ритмическую фигурацию;

    - исполнить песню любого жанра, танец или сыграть на музыкальном инструменте (если абитуриент владеет теми или иными навыками).

     

    по дисциплинам специальности  073403 Сольное и хоровое народное пение

     

              Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового и сольного пения, музыкально-теоретической области.

    Прием на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение  осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских хоровых школ.

    При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение вокальной программы, собеседование, сольфеджио.

    Сольное народное пение

    1.                 Исполнение вокальной программы. Поступающий должен исполнить две контрастные песни (одна без сопровождения). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки и т. п.).

    Примерный список произведений:

    Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

    Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

    Русская народная песня «Я на горку шла»;

    Музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е.Птичкина, слова В. Бутенко «Цветы России».

    Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата.

    2. Собеседование включает в себя ответы на вопросы, связанные с программой, а также на вопросы, выявляющие образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности, его эрудицию в области смежных видов искусства, проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано, народный инструмент).

    3. Сольфеджио

    ·        Одноголосный музыкальный диктант. В диктанте могут встретиться: размеры 2/4, 3/4; натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический виды минора; плавное движение мелодии, а также движение по звукам аккордов и секвенции; ритмические группы: половинные, четверти, восьмые в различных сочетаниях, пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая). Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.

    ·         Чтение с листа. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№56, 63, 64, 68).

    ·                    Определение на слух интервалов и аккордов  вне лада.

    ·                    Интонационные упражнения в ладу.

    Хоровое народное пение

    1.                 Исполнение вокальной программы. Поступающий должен исполнить три разнохарактерные русские народные песни без сопровождения; допускается исполнение не более одной песни на национальном языке, а также исполнение песни в сопровождении народного инструмента.

    Примерная  программа

    Сборник русских народных песен из репертуара А.И. Глинкиной. Сост. Н.Павлова:

    «А брат сестру обидел в пиру»;

    «Горе мое, горе»;

    «Поздно вечером в воротиках стояла»;

    «Ой, вишенка».

    Хрестоматия для народного хора. Сост. С.Л. Браз:

    «Не по погребу бочоночек катается»

    «Уж ты Порушка-Параня»

    «Да у нас ноня белый день»

    «Ой, не будите меня, молодую»

    «Ой, по Питерской, Тверской».

    Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и представить справку.

               2. Собеседование включает в себя ответы на вопросы, связанные с программой, на вопросы, выявляющие образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности, его эрудицию в области смежных видов искусства, проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано).

    3. Сольфеджио

    ·               Одноголосный музыкальный диктант в форме периода протяженностью 8-10 тактов. В диктанте могут встретиться: размеры 2/4,3/4,4/4; различные виды мажора и минора, ладовая переменность, секвенции; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

    Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

    ·         Чтение с листа. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№ 245, 247,248,252).

    ·                    Определение на слух интервалов и аккордов  вне лада: интервалы вне лада, аккорды вне лада, определение  последовательностей  интервалов  и аккордов  в ладу.

    Интервалы в ладу: все названные интервалы на ступенях натурального и гармонического ладов, характерные интервалы. Последовательность интервалов проигрывается два раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.

    Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия и доминантсептаккорд с обращениями. Последовательность аккордов проигрывается два раза.

    ·      Интонационные упражнения  вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

    ·                    Экзамен по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам:  квинтовый круг тональностей; виды мажора и минора; правописание хроматической гаммы; родственные тональности; музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура.